Безопасный Интернет: схемы, правила, советы
11.12.2013
На прошлой неделе в ОблЦИТ прошли мастер-классы «Интернет: возможности, компетенции, безопасность». Чтобы научить педагогов правильно преподнести ученикам идеи цифровой компетентности, организаторы использовали необычные упражнения.
Семинары проводили специалисты «Фонда развития Интернет» при поддержке компании Google в рамках проекта «Вперед вместе с Google». Они постарались изложить суть методического пособия «Интернет: возможности, компетенции, безопасность», которое разработали в этом году. Главный упор был сделан на демонстрацию образовательных технологий, которые вошли в основу пособия. Психологи-исследователи «Фонда развития Интернет» Владимир Шляпников, Татьяна Лапшина, Камилла Шамансурова и Наргис Шинкаренко показали эти технологии в действии, научили использовать их в работе с детьми и родителями. Кстати, по словам организаторов, те, кто уже прошел обучение, имеют большие успехи.
«Все упражнения рассчитаны на подростков, поэтому не всегда получается в полном объеме их провести с учителями, – пояснил нам В. Шляпников. – Наша задача здесь не поиграть, а показать, как играть. С одной стороны, нельзя почувствовать упражнение, не приняв в нем участия, но с другой – важно понять, что потом можно делать с тем опытом, который актуализирует упражнение».
Авторы пособия четко сформулировали свой подход, уложив его в простую схему: актуализация, рефлексия, рекомендация, эмоциональное закрепление.
«Первое, о чем мы говорим, это правила ответственного и безопасного использования Интернета, – рассказывает В. Шляпников. – Они достаточно просты, всем известны и доступны, но почему-то плохо укладываются в сознании подростка. Наша задача – научить соблюдать эти правила. Здесь мы должны использовать не только методы обычного информирования, но и тренинговую работу. Наши упражнения позволяют актуализировать опыт ребенка, который сталкивался с теми или иными проблемами в Сети. Но мы не можем взять и спросить ребенка, знает ли он что-нибудь о кибербуллинге, секстинге или груминге: это проблемы, о которых подростки, как правило, не готовы говорить со взрослыми или в группе на уроке. Поэтому здесь мы используем проективные методы, косвенные, приводим ситуации реальные, но замаскированные».
Второй этап – рефлексия. В процессе групповой дискуссии педагог должен помочь детям отрефлексировать свой собственный опыт, попытаться найти причины возникшей ситуации, свои ошибки. «Рефлексия – очень важный этап для подростков, – считают специалисты. – Их сознание находится на этапе развития, и им часто не хватает этого компонента. Особенно в Интернете, где все очень быстро, и мы в считанные секунды принимаем сразу несколько решений».
После того, как почва подготовлена, опыт отрефлексирован, необходимо дать средства борьбы с той или иной проблемой, рекомендации. В конце для закрепления можно показать какие-то яркие эмоциональные образы, интересные примеры: это может быть яркая социальная реклама, короткометражные фильмы.
Авторы пособия убеждены: если соблюдать все правила методики верно, у учеников не возникнет проблем с безопасным использованием Интернета. «Важно, чтобы педагог в своей работе эту схему понимал. Все наши упражнения и техники можно использовать творчески, разрабатывать новые упражнения, но идти в рамках схемы. Поэтому наша задача не обучить тьюторов информационным технологиям, а научить правильно учить других».
Лекции и практикум «Интернет: возможности, компетенции, безопасность» желающие могут прочитать или скачать здесь.
Алена Юдина, отдел информации ОблЦИТ
Фотоиллюстрации автора