Реализация требований ФГОС и историко-культурного стандарта |
На семинаре в областном центре информационных технологий педагоги обсудили историческую информацию, историческое сочинение и культурно-исторический стандарт.
Семинар провела Екатерина Николаевна Калачева, кандидат исторических наук, заместитель главного редактора журнала «История и обществознание для школьников», автор учебных и методических пособий по истории и обществознанию.
Свое выступление специалист начала с характеристики заданий для итоговой аттестации (ЕГЭ) по истории и обратила внимание участников семинара на то, что все задания носят комплексный характер, соответствуют культурно-историческому стандарту и перечню требований к подготовке учащихся по истории, представленному во ФГОС. На семинаре была представлена информация о структуре и содержании контрольных измерительных материалов 2017 года по истории, степени трудности заданий.
Более подробно с учителями разбирались задания части 2, задания с развернутым ответом, самые сложные для выполнения и требующие от выпускников не только глубоких знаний по истории, но и целого ряда умений при работе с исторической информацией – определять причинно-следственные связи, аргументировать свою точку зрения и позицию, давать оценку историческим событиям.
Автор содержательно прокомментировала все задания, на основе примеров с ответами учащихся проанализировала типичные ошибки, которые возникают у них при работе с текстами. Одной из самых распространенных было названо неумение приводить аргументы.
25-м заданием ЕГЭ по истории является написание исторического сочинения. Это, по мнению ведущего семинара, последовательный, связный текст, где ученик самостоятельно выбирает композицию. Ключевое слово здесь не «сочинение», здесь прощаются стилистические ошибки и не оцениваются литературные характеристики. На семинаре учителя познакомились с сочинениями учеников по разным историческим периодам.
Вторая часть семинара было посвящена контрольно-измерительным материалам ЕГЭ по обществознанию. Е.Н. Калачева дала подобную характеристику 1 и 2 части экзаменационной работы.
Особое внимание было обращено на 29-е задание, которое завершает экзаменационную работу и представляет собой мини-сочинение по одной из пяти предлагаемых тем.
Главная особенность выполнения задания, по словам ведущей семинара, заключается в том, что, хотя тема условно соотносится с одной из базовых наук курса обществознания, участники экзамена вправе раскрывать ее в контексте любой общественной науки или нескольких наук.
Среди общих правил выполнения заданий части 2 экзаменационной работы необходимо также обращать внимание школьников на внимательное прочтение текста задания и уяснение сущности требования, по которым будет оцениваться ответ.
Таким образом, эксперт актуализировала, как и другие ведущие семинаров по подготовке к ЕГЭ, работу учителей по совершенствованию умений читать и адекватно понимать прочитанный текст и необходимостью ознакомления учащихся с критериями оценивания заданий.
Валентина Викторовна Хрущева, начальник отдела сопровождения образовательных ресурсов, проектов и программ ОблЦИТ
Иллюстрация из архива НООС