«Яндекс» и НИУ ВШЭ подготовили отчет об искусственном интеллекте в образовательной сфере
«Яндекс» и НИУ ВШЭ подготовили 60-страничный отчет, в котором изучены ведущие мировые практики, раскрывающие возможности искусственного интеллекта в образовательной сфере. Документ называется «Искусственный интеллект и высшее образование: возможности, практики и будущее«.
Данный доклад вместе со специальным информационным ресурсом аккумулируют кейсы из разных стран и делают попытку разметить пространство применения технологий искусственного интеллекта в высшем образовании.
Технологии искусственного интеллекта очень быстро вошли в нашу жизнь. Если ранее социальные сети и масштабные сервисы набирали свой первый миллион пользователей от нескольких месяцев до нескольких лет, то ChatGPT сделал это в 2022 году всего за 5 дней.
Авторы провели анализ множества социологических исследований, проведенных по всему миру. Результаты показывают, что ИИ активно используется в образовательной деятельности — на сегодняшний день 49% студентов применяют генеративные технологии — а также в управлении и научной работе.
Важно отметить, что 47% студентов подчеркивают положительное влияние текстовых генеративных ИИ на процесс обучения. Среди наиболее популярных способов использования новых технологий выделяются прояснение и работа с вопросами для понимания конкретных дисциплинарных концепций (56% пользователей GPT), затем идут исследовательские задачи и работа с литературой (45%), перевод текстов (42%) и создание и анализ текстов (39%). 75% студентов инженерных специальностей применяют ИИ в учебном процессе (на втором месте находятся студенты математических направлений — 72%).
В разделе «Сомнения и возражения»авторы рассмотрели» и дали ответы на самые частые претензии к искусственному интеллекту:
- Злоупотребление нейросетями в подготовке
- Переход образования на ИИ
- Валидация контента
- Инфраструктура и безопасность данных
- Этика ИИ
Для исследования практик использования ИИ в вузах авторы доклада изучили опыт ведущих мировых университетов: российских НИУ ВШЭ и ИТМО, британских университетов группы Russell2,
а также университетов Северной и Южной Америки, Европы, Азии и Австралии. В документе последовательно описаны их подходы и кейсы.
Из отечественных проектов кратко описаны идеи следующих кейсов:
- Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
- Эксперимент — подготовка ВКР с помощью GPT-технологий
- Гайд по промтингу для внедрения ИИ
- Проект по обучению работников образования работе с ИИ-инструментами
- Помощь абитуриентам НИУ ВШЭ в выборе профессиис помощью YandexGPT
- Собственная политика НИУ ВШЭ по использованию ИИ в процессе обучения
- Университет ИТМО
- Модель компетенций в сфере ИИ
Из сделанных авторами выводов отметим следующие:
- ИИ — новая нормальность университетов и высшего образования
- Ключевые точки усилий для интеграции ИИ в создание политик использования, развитие грамотности и переосмысление дидактик
- Интеграция ИИ в высшее образование становится возможна на базе плотного взаимодействия университетов и бигтеха
- Наиболее вероятной траекторией интеграции ИИ становится не замещение человека профессионала, но модель совместной работы человека и ИИ-ассистента
В общем виде в рамках системы высшего образования можно выделить несколько типов ролей ИИ-ассистентов:
- ассистент студента (поддержка процесса образования),
- ассистент преподавателя (поддержка процесса проектирования и сопровождения учебной деятельности),
- ассистент исследователя (поддержка научных и научно-образовательных активностей),
- ассистент управленца (поддержка администраторов и менеджеров разных уровней).