Когнитивные способности человека не зависят от гаджетов
Анализируя поведение 12 тысяч детей в течение двух лет, исследователи пришли к выводу, что количество времени, которое они проводят перед экранами устройств, не оказывает влияния на их когнитивные способности. Однако, следует учесть ряд факторов. Ученые из Великобритании, США и Нидерландов провели анализ результатов когнитивных тестов, которые были основаны на данных крупномасштабного исследования развития мозга и здоровья подростков. Наблюдения исследователей были опубликованы в журнале Cortex.
В ходе исследования были изучены когнитивные функции и количество времени, проведенное детьми в возрасте от 9 до 12 лет перед экранами. В течение двух лет участники исследования сами оценивали затраченное ими время на просмотр телевизионных шоу, фильмов, видеоигр и нахождение на цифровых платформах, таких как социальные сети. Они выбирали варианты от полного отсутствия экранного времени до четырех или более часов в день.
Для оценки развития и функционирования мозга каждого ребенка исследователи использовали метод МРТ, проводя его как в покое, так и во время решения различных когнитивных задач. Также были доступны данные о физическом и психическом здоровье детей, а также сведения от родителей или опекунов об их развитии. Более 4 тысяч участников прошли полное сканирование мозга дважды, что позволило ученым отследить изменения в его состоянии и функционировании.
В результате исследования было обнаружено, что количество времени, проведенное перед экранами, существенно варьируется у детей одного возраста. Однако это разнообразие не оказало влияния на связи между различными областями мозга, работу нейронов и когнитивное развитие детей, такие как рабочая память, скорость обработки информации и навыки чтения. Таким образом, даже при высокой степени использования цифровых технологий не было выявлено различий в развитии мозга, поведении и психологическом здоровье детей.
Авторы исследования не отвергают возможность негативного влияния использования гаджетов на развитие ребенка, но отмечают, что такие эффекты являются результатом взаимодействия множества факторов. Для понимания причин этих эффектов необходимо исследовать, как и почему дети используют технологии. Само по себе количество времени, проведенное перед экранами (даже значительное), не гарантирует проблем в когнитивном развитии ребенка.
Исследователи пришли к выводу, что ограничение использования цифровых технологий не приведет к улучшению когнитивных способностей детей. Таким образом, политика широкого отказа от таких технологий в воспитании и образовании, которая была начата в некоторых странах, не имеет обоснования.
Некоторые исследователи в России также связывают трудности в понимании текстов у подростков с всеобщей цифровизацией уже с раннего возраста. Однако, возможно, проблема кроется не в технологии самой по себе, а в способе использования ее подростками и в отсутствии должного обучения работы с цифровой информацией. Например, эксперты считают, что чтение текстов в цифровом формате также может быть глубоким, но для этого требуется больше усилий и использование специальных методов.