Совет Федерации сформулировал рекомендации по развитию кружков для изучения дронов

Совет Федерации сформулировал рекомендации по развитию кружков для изучения дронов

22 января 2024 года были сформулированы рекомендации круглого стола комитета Совета Федерации по социальной политике. Тема встречи: «Государственная поддержка развития кружков технического творчества молодежи в области развития беспилотных летальных систем».

В круглом столе приняли участие представители Совета Федерации, экспертного сообщества из представителей федеральных органов власти и федеральных государственных образовательных учреждений, коммерческих организаций в сфере БАС.

События последних лет показывают, что беспилотные технологии занимают все больше места в жизни. Отрасль беспилотных авиационных систем находится на стыке профессий оператора, инженера и программиста и является одной из самых перспективных и востребованных. Специалисты, которые владеют такими навыками, могут решать широкий круг задач.

В России реализуется национальный проект по развитию беспилотников. Тема БПЛА является актуальной для многих федеральных органов исполнительной власти. К примеру, между Минобрнауки России и Фондом поддержки проектов национальной технологической инициативы заключено соглашение на предоставление субсидий из федерального бюджета на финансовое обеспечение затрат в целях реализации технологических проектов.

В мае этого года по поручению Президента Правительство приняло соответствующую «Стратегию развития беспилотной авиации до 2030 г.» Ее реализация призвана обеспечить для гражданских отраслей продуктовый и технологический суверенитет в области беспилотных авиационных систем.

В России должна появиться новая отрасль экономики, связанная с созданием и использованием гражданских беспилотников. Президент так же предложил включить курсы по управлению беспилотными летательными аппаратами в расписание обучения в образовательных организациях, в том числе в школах.

Важно настроить экономические меры поддержки и поддержку производств, но не меньше значение здесь имеет молодежь, этот вопрос носит сущностный характер. Важно не только давать им навыки — это должно быть ключевой составляющей в части гражданского воспитания. Когда юноши и девушки выполняют поставленную задачу в команде, они еще лучше чувствуют
и причастность к национальной миссии. Играют роль и технологические навыки, и работа в команде, и выполнение миссий, которых может быть множество, по мониторингу, по поиску, по логистике, по псевдо-военным задачам.

Важно, чтобы человек не просто учился, но и был мотивирован, выбирал длинную карьеру, как минимум на 20 лет в этой сфере.

Главная задача сегодня — системно вовлечь, заинтересовать школьников кружками этого направления, сформировать у них мотивацию
профессионального развития в сфере БАС. Для этого необходимо создать бесшовную систему сопровождения детей: от старшей школы до конструкторского бюро, помогать им преодолевать все барьеры на пути, синхронизировать работу школьных кружков с предприятиями.

Отдельная задача для сенаторов Совета Федерации — развернуть масштабную информационную работу в регионах и рассказывать о тех
возможностях, которые существуют в сфере беспилотных летательных аппаратов.

С учетом интенсивного развития беспилотной авиации эта сфера со временем будет становиться все более актуальной во многих отраслях. При подготовке специалистов важно понимать, что это должна быть комплексная работа: это не только операторы по управлению, но и конструкторы, программисты. Технологии меняются очень быстро, буквально каждые полгода, поэтому необходим гибкий подход.

По итогам «круглого стола» участники рекомендовали:

  1. Принять к сведения информацию о развитии отрасли БАС в Российской Федерации.
  2. Министерству просвещения Российской Федерации:
    2.1. Учесть при обеспечении образовательных организаций учебным оборудованием по направлению БАС важности использования оборудования российского производства, включая цифровые симуляторы конструирования, программирования и управления БАС;
    2.2. Рассмотреть возможность выделения в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» направления БАС;
    2.3. Рассмотреть возможность разработки новой специальности среднего профессионального образования по разработке автономных (программируемых) беспилотных авиационных систем;
    2.4. Рассмотреть возможность внедрения модуля по направлению БАС в урок «Технология» с 2024/2025 учебного года;
    2.5. Рассмотреть возможность на базе профильных площадок обеспечить обучение педагогических работников по направлениям БАС, а также руководителей организаций общего и дополнительного образования, с учетом лучших региональных практик подготовки педагогов;
    2.6. Рассмотреть возможность предоставления школам, имеющим подтвержденные компетенции в сфере БАС, возможности гибкой организации образовательных программ в профильных классах (возможно наделив их специальным статусом федеральных инновационных площадок);
    2.7. Рекомендовать региональным органам исполнительной власти в сфере общего образования рассмотреть возможность организации подготовки команд для участия в соревнованиях БАС, в том числе по сценариям экономического применения в соответствующих отраслях и направить делегации для участия в Национальных соревнованиях БАС «Архипелаг 2024» в июле 2024 г., на о. Сахалин;
    2.8. Рассмотреть возможность использовать организациями общего и дополнительного образования материалы онлайн-курсов, размещённых на платформе АНО «Университет 20.35» в процессе подготовки школьников к инженерным соревнованиям по БАС и к участию в Национальной технологической олимпиаде;
    2.9. Рассмотреть возможность включения в показатели эффективности ССУЗов наличие секций БПЛА (в зависимости от показателя количества занимающихся).
  3. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации:
    3.1. Проработать меры поддержки для молодежных (студенческих) конструкторских бюро в сфере БАС на базе университетов, определив в качестве показателя эффективности этих мер увеличение количества студентов, трудоустроенных в эти бюро для выполнения заказа рыночных компаний;
    3.2. Рассмотреть возможность создания экспериментальной модели поступления на профильные образовательные программы университетов для школьников, проявивших талант к БАС (возможно, в формате совершенствования модели целевого набора) без учета результатов ЕГЭ;
    3.3. Рассмотреть возможность разработки стандарта стимулирования создания вузами лабораторий и центров коллективного пользования по летающей робототехнике, проведения научных исследований по тематике беспилотных авиационных систем;
    3.4. Совместно с Российскими вузами рассмотреть возможность организации подготовки команд для участия в соревнованиях БАС, в том числе по сценариям экономического применения в соответствующих отраслях и направить делегации для участия в Национальных соревнованиях БАС «Архипелаг 2024» в июле 2024 г., на о. Сахалин;
    3.5. Предусмотреть при поступлении абитуриентов в вузы в качестве индивидуального достижения учет наличия компетенций в сфере беспилотных авиационных систем;
    3.6. Рассмотреть возможность включения в показатели эффективности ВУЗов наличие секций БПЛА (в зависимости от показателя количества занимающихся).
  4. Федеральному агентству по делам молодёжи (Росмолодёжь):
    4.1. Рассмотреть возможность выделения отдельных категорий (трэков) грантовой поддержки молодежных проектов в сфере БАС;
    4.2. Рассмотреть возможность организации программы подготовки наставников кружков по БАС и молодежных инженерных команд в области БАС в подведомственных образовательных центрах, включая «Машук»;
  5. Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации рассмотреть возможность предоставления в рамках грантовой программы по проектам разработки и внедрению цифровых решений, поддержки разработчиков аппаратного и программного обеспечения для обучения в области БАС с акцентом на обучение программированию, роевому взаимодействию, использованию технического зрения и машинного обучения («искусственного интеллекта»).
  6. Министерству транспорта Российской Федерации:
    6.1. Рассмотреть возможность совершенствования региональных правил испытаний беспилотных аппаратов («открытое небо»), увязать поддержку региона в рамках нацпроекта по БАС с качеством этих правил, совместно с Платформой НТИ проработать вопрос о «рейтинге открытости неба»;
    6.2. Рассмотреть вопрос о возможности в рамках усовершенствования нормативно-правовой базы (экспериментальный правовой режим) создания в каждом регионе РФ площадки, где в научно-образовательных целях будет разрешен запуск беспилотников и дронов с упрощенным (в порядке уведомления) согласованием с властями.

Добавить комментарий