Виртуальный мир глазами детей: особенности поведения детей и подростков в сети интернет
«Ростелеком» представил первую часть многосерийного аналитического отчета под названием «Виртуальный мир глазами детей: особенности поведения детей и подростков в сети интернет». Данные этого исследования могут быть полезными как для бизнеса, так и для государственных структур. Стратеги и маркетологи смогут учитывать медиапривычки нового поколения при планировании долгосрочных коммуникаций с будущими клиентами. Поколение Альфа, как отмечают исследователи, с самого рождения погружается в цифровую среду и мгновенно осваивает новые технологии, извлекая из них практическую пользу: уже треть подростков обращается к искусственному интеллекту (ИИ) для решения учебных задач.
1 ЧАСТЬ ОТЧЕТА. ОБЩЕНИЕ, ТВОРЧЕСТВО, РАЗВЛЕЧЕНИЕ, ОБУЧЕНИЕ
ВИРТУАЛЬНЫЙ МИР ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ.
ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Чтобы осознанно взглянуть в будущее, необходимо сегодня изучать, как дети используют онлайн-коммуникационные и развлекательные сервисы. Важно понимать их предпочтения, интересы и способы взаимодействия с контентом, а также быть в курсе новых трендов. Онлайн-сервисы должны стать не просто способами скоротать время, но и способствовать развитию детей, помогая им находить свои таланты. Крайне важно создание безопасной цифровой среды для детей и подростков, свободной от киберугроз, деструктивного и антисоциального контента. Это задача, которая должна объединять усилия родителей, государства и тех, кто заинтересован в внимании детской аудитории как будущих потребителей, готовых работать системно и долгосрочно.
Современные дети, представители поколения Альфа, выросли в окружении цифровых технологий, которые стали неотъемлемой частью их повседневной жизни. Это формирует их восприятие мира, ожидания от общения и способы потребления информации. Например, уже в четырехлетнем возрасте дети активно используют мессенджеры, и отсутствие навыков чтения и письма не становится для них преградой: вместо текстовых сообщений они предпочитают звонки, голосовые сообщения, смайлы и стикеры.
В ходе исследования были проанализированы научные публикации и статистические данные от исследовательской компании Mediascope о динамике подростковой аудитории интернет-ресурсов в 2022–2024 годах. Кроме того, Mediascope провела по заказу «Ростелекома» онлайн-опрос более трех тысяч респондентов по всей стране и 30 глубинных интервью с родителями, детьми и подростками в возрасте от 4 до 17 лет. Такой подход позволил глубже понять их мотивацию, привычки и предпочтения в медиапотреблении.
Более 70% детей младшего возраста (4–8 лет) используют интернет каждый или почти каждый день. Наиболее распространенными среди подростков (12–17 лет) являются мессенджеры, социальные сети и прослушивание музыки. В среднем подростки в России проводят в интернете 6,5 часов ежедневно, причем в выходные это время значительно увеличивается.
Согласно данным исследования, популярность зарубежных сервисов по-прежнему высока, но дети и подростки активно пользуются отечественными социальными сетями и платформами. Так, 35% детей в возрасте 4–17 лет слушают музыку на «Яндекс Музыке», а 33% — на VK Music. Российские платформы также лидируют среди онлайн-кинотеатров, включая видеосервис Wink.ru, который является совместным предприятием «Ростелекома» и НМГ. Для онлайн-образования активно используются такие отечественные сервисы, как «Фоксфорд» и «Умскул».
Основное время, проведенное детьми за экранами, уходит на просмотр видео, компьютерные и мобильные игры, общение и соцсети. Самыми популярными платформами, согласно анализу «Ростелекома», стали сервис коротких видео TikTok, видеохостинг YouTube и мессенджер Telegram. Подростки все активнее используют VK Видео для просмотра эксклюзивного контента популярных блогеров. Платформа Rutube также укрепила свои позиции: в августе 2024 года охват среди подростков 12–17 лет вырос в пять раз по сравнению с августом 2022 года.
Более трети детей и подростков играют в компьютерные игры на ПК и почти все — на мобильных устройствах. По состоянию на август 2024 года около 7 миллионов детей хотя бы раз в месяц проводили время на игровых ресурсах. В среднем играющие подростки посвящают геймингу 67 минут ежедневно. Наиболее популярной в августе 2024 года стала игра Roblox, насчитывающая 2,1 миллиона пользователей в возрасте 12–17 лет. Благодаря своему многофункционалу игровые платформы, такие как Roblox и Minecraft, также используются для обучения детей, включая школьные занятия.
Современные тренды в онлайн-образовании открывают новые горизонты для адаптивного и эффективного обучения, а аудитория таких сервисов стремительно растет. Так, 29% респондентов в возрасте 4–17 лет используют образовательные сайты, цифровые учебники, пособия и тесты, а 21% смотрят лекции и уроки в интернете. При этом с возрастом детей эти показатели увеличиваются: среди подростков от 12 до 17 лет доли достигают 39% и 32% соответственно. Онлайн-образование охватывает не только подготовку к ОГЭ и ЕГЭ, но и инновационные направления, такие как робототехника, программирование и работа с нейросетями и ИИ.
Доступ к нейросетям кардинально меняет процессы обучения и взаимодействия с информацией. В России примерно 30% детей в возрасте 12–17 лет экспериментируют с нейросетями для помощи в учебе, что уже стало предметом обсуждений о подходах к использованию ИИ-технологий в образовательной сфере.
Многофункциональность, удобство и гибкость коммуникационных сервисов играют ключевую роль для детей и подростков. Они предпочитают приложения, которые позволяют не только общаться, но и просматривать контент, создавать собственное интернет-пространство и использовать графические средства коммуникации. Исследователи подчеркивают, что для дальнейшего роста популярности российских интернет-сервисов среди детской аудитории необходимо обеспечить стабильно высокое качество контента, предусмотреть детский режим, улучшить модерацию и рекомендательные системы, а также создать условия для развития российских блогеров и стримеров.
В 2025 году ожидается выход второй части исследования, которая будет сосредоточена на знании детьми онлайн-угроз и способах защиты от них. Также планируется изучить, как подрастающее поколение взаимодействует с новыми разработками, такими как голосовые ассистенты, VR-решения и искусственный интеллект, и какое влияние они оказывают на вовлеченность детей в общественную жизнь.