Совет Федерации сформулировал рекомендации по развитию кружков для изучения дронов
22 января 2024 года были сформулированы рекомендации круглого стола комитета Совета Федерации по социальной политике. Тема встречи: «Государственная поддержка развития кружков технического творчества молодежи в области развития беспилотных летальных систем».
В круглом столе приняли участие представители Совета Федерации, экспертного сообщества из представителей федеральных органов власти и федеральных государственных образовательных учреждений, коммерческих организаций в сфере БАС.
События последних лет показывают, что беспилотные технологии занимают все больше места в жизни. Отрасль беспилотных авиационных систем находится на стыке профессий оператора, инженера и программиста и является одной из самых перспективных и востребованных. Специалисты, которые владеют такими навыками, могут решать широкий круг задач.
В России реализуется национальный проект по развитию беспилотников. Тема БПЛА является актуальной для многих федеральных органов исполнительной власти. К примеру, между Минобрнауки России и Фондом поддержки проектов национальной технологической инициативы заключено соглашение на предоставление субсидий из федерального бюджета на финансовое обеспечение затрат в целях реализации технологических проектов.
В мае этого года по поручению Президента Правительство приняло соответствующую «Стратегию развития беспилотной авиации до 2030 г.» Ее реализация призвана обеспечить для гражданских отраслей продуктовый и технологический суверенитет в области беспилотных авиационных систем.
В России должна появиться новая отрасль экономики, связанная с созданием и использованием гражданских беспилотников. Президент так же предложил включить курсы по управлению беспилотными летательными аппаратами в расписание обучения в образовательных организациях, в том числе в школах.
Важно настроить экономические меры поддержки и поддержку производств, но не меньше значение здесь имеет молодежь, этот вопрос носит сущностный характер. Важно не только давать им навыки — это должно быть ключевой составляющей в части гражданского воспитания. Когда юноши и девушки выполняют поставленную задачу в команде, они еще лучше чувствуют
и причастность к национальной миссии. Играют роль и технологические навыки, и работа в команде, и выполнение миссий, которых может быть множество, по мониторингу, по поиску, по логистике, по псевдо-военным задачам.
Важно, чтобы человек не просто учился, но и был мотивирован, выбирал длинную карьеру, как минимум на 20 лет в этой сфере.
Главная задача сегодня — системно вовлечь, заинтересовать школьников кружками этого направления, сформировать у них мотивацию
профессионального развития в сфере БАС. Для этого необходимо создать бесшовную систему сопровождения детей: от старшей школы до конструкторского бюро, помогать им преодолевать все барьеры на пути, синхронизировать работу школьных кружков с предприятиями.
Отдельная задача для сенаторов Совета Федерации — развернуть масштабную информационную работу в регионах и рассказывать о тех
возможностях, которые существуют в сфере беспилотных летательных аппаратов.
С учетом интенсивного развития беспилотной авиации эта сфера со временем будет становиться все более актуальной во многих отраслях. При подготовке специалистов важно понимать, что это должна быть комплексная работа: это не только операторы по управлению, но и конструкторы, программисты. Технологии меняются очень быстро, буквально каждые полгода, поэтому необходим гибкий подход.
По итогам «круглого стола» участники рекомендовали:
- Принять к сведения информацию о развитии отрасли БАС в Российской Федерации.
- Министерству просвещения Российской Федерации:
2.1. Учесть при обеспечении образовательных организаций учебным оборудованием по направлению БАС важности использования оборудования российского производства, включая цифровые симуляторы конструирования, программирования и управления БАС;
2.2. Рассмотреть возможность выделения в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» направления БАС;
2.3. Рассмотреть возможность разработки новой специальности среднего профессионального образования по разработке автономных (программируемых) беспилотных авиационных систем;
2.4. Рассмотреть возможность внедрения модуля по направлению БАС в урок «Технология» с 2024/2025 учебного года;
2.5. Рассмотреть возможность на базе профильных площадок обеспечить обучение педагогических работников по направлениям БАС, а также руководителей организаций общего и дополнительного образования, с учетом лучших региональных практик подготовки педагогов;
2.6. Рассмотреть возможность предоставления школам, имеющим подтвержденные компетенции в сфере БАС, возможности гибкой организации образовательных программ в профильных классах (возможно наделив их специальным статусом федеральных инновационных площадок);
2.7. Рекомендовать региональным органам исполнительной власти в сфере общего образования рассмотреть возможность организации подготовки команд для участия в соревнованиях БАС, в том числе по сценариям экономического применения в соответствующих отраслях и направить делегации для участия в Национальных соревнованиях БАС «Архипелаг 2024» в июле 2024 г., на о. Сахалин;
2.8. Рассмотреть возможность использовать организациями общего и дополнительного образования материалы онлайн-курсов, размещённых на платформе АНО «Университет 20.35» в процессе подготовки школьников к инженерным соревнованиям по БАС и к участию в Национальной технологической олимпиаде;
2.9. Рассмотреть возможность включения в показатели эффективности ССУЗов наличие секций БПЛА (в зависимости от показателя количества занимающихся). - Министерству науки и высшего образования Российской Федерации:
3.1. Проработать меры поддержки для молодежных (студенческих) конструкторских бюро в сфере БАС на базе университетов, определив в качестве показателя эффективности этих мер увеличение количества студентов, трудоустроенных в эти бюро для выполнения заказа рыночных компаний;
3.2. Рассмотреть возможность создания экспериментальной модели поступления на профильные образовательные программы университетов для школьников, проявивших талант к БАС (возможно, в формате совершенствования модели целевого набора) без учета результатов ЕГЭ;
3.3. Рассмотреть возможность разработки стандарта стимулирования создания вузами лабораторий и центров коллективного пользования по летающей робототехнике, проведения научных исследований по тематике беспилотных авиационных систем;
3.4. Совместно с Российскими вузами рассмотреть возможность организации подготовки команд для участия в соревнованиях БАС, в том числе по сценариям экономического применения в соответствующих отраслях и направить делегации для участия в Национальных соревнованиях БАС «Архипелаг 2024» в июле 2024 г., на о. Сахалин;
3.5. Предусмотреть при поступлении абитуриентов в вузы в качестве индивидуального достижения учет наличия компетенций в сфере беспилотных авиационных систем;
3.6. Рассмотреть возможность включения в показатели эффективности ВУЗов наличие секций БПЛА (в зависимости от показателя количества занимающихся). - Федеральному агентству по делам молодёжи (Росмолодёжь):
4.1. Рассмотреть возможность выделения отдельных категорий (трэков) грантовой поддержки молодежных проектов в сфере БАС;
4.2. Рассмотреть возможность организации программы подготовки наставников кружков по БАС и молодежных инженерных команд в области БАС в подведомственных образовательных центрах, включая «Машук»; - Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации рассмотреть возможность предоставления в рамках грантовой программы по проектам разработки и внедрению цифровых решений, поддержки разработчиков аппаратного и программного обеспечения для обучения в области БАС с акцентом на обучение программированию, роевому взаимодействию, использованию технического зрения и машинного обучения («искусственного интеллекта»).
- Министерству транспорта Российской Федерации:
6.1. Рассмотреть возможность совершенствования региональных правил испытаний беспилотных аппаратов («открытое небо»), увязать поддержку региона в рамках нацпроекта по БАС с качеством этих правил, совместно с Платформой НТИ проработать вопрос о «рейтинге открытости неба»;
6.2. Рассмотреть вопрос о возможности в рамках усовершенствования нормативно-правовой базы (экспериментальный правовой режим) создания в каждом регионе РФ площадки, где в научно-образовательных целях будет разрешен запуск беспилотников и дронов с упрощенным (в порядке уведомления) согласованием с властями.